Защита прав потребителей

В настоящее время очень часто звучат высказывания граждан о том, что продукция, производимая в России не соответствует нормативным требованиям предъявляемыми к ней. Большая доля продаваемых в России товаров, является фальсифицированными, а также опасным для здоровья. Данные суждения потребителей российской продукции вполне оправданны. Погоня предприятий за прибылью, очень часто сказывается на качестве выпускаемой ей продукции. Не стоят особняком и организации, оказывающие разного рода услуги населению или выполняющие работы. Их стремление к финансовому обогащению зачастую также выходит на первый план.

В возникшей ситуации граждане нуждаются в защите своих нарушенных прав, но они, как правило, имеют лишь поверхностное представление о своем правовом статусе, о том, какие требования они могут предъявлять к предприятию при ненадлежащем качестве продукции или оказанной услуги.

Основным документом, регулирующим отношения между потребителем и организацией является Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Гражданский кодекс Российской Федерации.

Условием признания гражданина потребителем является приобретение им товаров или заказ услуг (выполнения работ) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Права и гарантии, которые предоставляются потребителю достаточно обширны, к ним относятся:

  • просвещение в области защиты прав потребителей;
  • право на получение товара надлежащего качества;
  • возможность ремонта и технического обслуживания товара в течение срока службы;
  • право на безопасность товара;
  • право на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах;
  • недопустимость включения в договор условий, ущемляющих права потребителя, и др.

В процессе исполнения договора чаще допускаются следующие нарушения:

  • просрочка выполнения работы (услуги);
  • выполнение работы (услуги) с недостатками;
  • причинение вреда потребителю в процессе выполнения работы (оказания услуги), вследствие скрытых недостатков работы либо вследствие ненадлежащего информирования потребителя;
  • иные нарушения, например ненадлежащее информирование потребителя о возможных препятствиях для достижения желаемого результата.

Традиционным способом защиты нарушенных интересов потребителя является обращение в суд с исковым заявлением (ст. 11 ГК РФ).

В отдельных случаях, до подачи иска в суд, потребитель обязан пройти стадию досудебного (претензионного) разрешения спора. В большинстве случаев, при обоснованности требований потребителя, исполнитель возмещает причиненный вред. Поэтому досудебное разрешение спора является важной стадией восстановления нарушенных прав, позволяя быстро и без дополнительных затрат решить спор.

В случае отказа удовлетворения требований потребителя начинается следующая стадия – стадия судебного производства. Обращаясь в суд необходимо помнить, что залогом успешного разрешения спора является правильно и обоснованно составленное исковое заявление.

В подавляющем большинстве споры о защите прав потребителей носят имущественный характер, поэтому в зависимости от цены иска рассматриваются или мировым или федеральным судом.

Если потребителю причинен вред здоровью, в связи с чем он обращается с требованием о компенсации морального такое дело однозначно рассматривает федеральный суд.

Также необходимо помнить, что согласно п. 2 ст. 17 Закона иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

  • нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя);
  • жительства или пребывания истца;
  • заключения или исполнения договора;
  • по месту нахождения филиала или представительства, если иск к организации вытекает из их деятельности.